...В переполненном зале Дворца спорта погас свет, воцарилась напряженная тишина, и тогда остро почувствовалось, с каким нетерпением зритель ждал её... Зазвучала мелодия, и в мозаике разноцветных огней появилась София Ротару... Зал грянул аплодисментами...
Естественно, возникает вопрос, что лежит за такой популярностью певицы, за умением завораживать зрителя, заставлять его трепетно воспринимать мир прекрасного? Не каждому артисту удается достичь этого...
Итак, начнём с начала начал - отчего дома. Родилась и выросла София Ротару в песенном крае - в селе Маршинцы Черновицкой области. Без песен там не обходится ни одно торжество, ни один обряд. Кажется здесь сама земля рождает песни. Таких чистых, красивых голосов, как у Михаила Федоровича (он родился 22.11.1918) и Александры Ивановны Ротару (17.04.1920 -16.09.1997), не было больше в Маршинцах.
Михаил Федорович первый в селе вступил в партию, прошел всю войну, будучи пулеметчиком и дойдя до Берлина. Был ранен и вернулся домой только в 1946 году. Сейчас солдатская память все чаще и чаще возвращает отца в те страшные годы, вспоминаются бои, лица погибших друзей.
В семье, кроме Софии, было пятеро детей: два брата и три сестры. Старшая сестра Зина (родилась 11.10.1942), перенесшая тяжелую болезнь, в детстве потеряла зрение, но самый большой слепец, как известно, тот, кто не хочет видеть.
Зина, имея сама абсолютный слух и легко запоминая новые песни, научила Софию многим народным песням и вообще стала младшим и второй мамой, и любимым учителем. Потом София, не боясь показаться восторженной, скажет: "... И мы все учились у нее - такая музыкальная память. А душа!" Зина, проводя много времени у радиоприемника, вместе с песнями выучила и русский язык. И научила ему братьев и сестер. Дома Ротару говорили только на молдавском. Естественно, как самая старшая, София была первой помощницей маме. Утром Соня с мамой ездили на рынок торговать - на что-то надо было жить.
- Мама меня затемно будила, - вспоминает София, - а я ужасно хотела спать. Она говорит: "А кто мне поможет?". Всю дорогу я спала. К шести утра подъезжали. Надо было заранее место на рынке занять, все разложить. И только когда начиналась торговля, я приходила в себя. Мне было интересно. Возле нас всегда выстраивалась очередь, потому что мама была чистюля, ее знали и ждали. У нее были постоянные покупатели.
София Михайловна никогда не торгуется на рынке. И запрещает это делать своим друзьям и близким. "Это адский труд, - говорит она мужу, - не смей".
Часто, очень часто приходилось Софии подменять мать, работать за нее в поле. Именно в эти годы формировался ее характер.
- Своим становлением как певицы и, наверное, личности, - рассказывает София Ротару, - я скорее всего обязана именно тем женщинам, с которыми работала в деревне, именно от них я научилась понимать смысл жизни. В трудные минуты от них - простых и великодушных - я получала помощь.
В этой среде София Ротару находит для своих будущих песен самые человечные, самые глубокие и искренние ноты. София начала петь с первого класса в школьном хоре, так же пела в церковном хоре, но это не приветствовалось в школе. Ей даже пригрозили исключением из пионеров.
В юности Софию привлекал театр, она занималась в драмкружке и одновременно пела народные песни в художественной самодеятельности. София, к примеру, любит вспоминать, как брала в школе единственный баян и по ночам, когда гасла в доме керосиновая лампа, уходила в сарай, подбирала полюбившиеся мелодии молдавских песен. Отец, Михаил Федорович, около тридцати лет проработавший бригадиром виноградарей, помнит, как однажды в село впервые приехали профессиональные артисты, а он привел к ним за кулисы Соню и с гордостью сообщил: "Вот моя дочка. Она обязательно будет артисткой!"
Будучи очень живой и подвижной София любила спорт, а особенно легкую атлетику, и конечно же делала успехи: была чемпионкой школы по многоборью, ездила на областные олимпиады. Однажды, на областной Спартакиаде в Черновцах, она стала победительницей в беге на 100 и 800 метров...
Победа Софии Ротару в районном конкурсе художественной самодеятельности в 1962 году открыла дорогу на областной смотр. За её чарующий голос земляки тогда одарили ее званием "Буковинский соловей". Голос был действительно удивительным - поражала его сила и широта, необычайная звуковая насыщенность. В нём было столько обаяния и страсти, так он был раскован и волнующе хорош, что сомневаться в счастливой судьбе молодой певицы не приходилось.
1963 год принес диплом первой степени на областном смотре художественной самодеятельности в Черновцах. Как победительница, она направляется в Киев для участия в Республиканском конкурсе.
1964 год, в свою очередь, порадовал победой на республиканском фестивале народных талантов. По этому случаю ее фото было помещено на обложке журнала "Украина" № 27 за 1965 год. Кстати, это фото потом сыграло в ее жизни не последнюю роль. После того конкурса народный артист СССР Дмитрий Гнатюк сказал землякам: "Это ваша будущая знаменитость. Запомните мои слова".
Смотры, конкурсы, - неужели у 17-летней девчонки не закружилась голова от успеха? Но нет, родители всегда учили ее критично оценивать свое дело и настойчиво идти к цели, невзирая на трудности. Закончив в 1964 году школу. Соня твердо решила ехать в Черновцы поступать в музыкальное училище.
К большому своему сожалению София узнала, что в музыкальном училище нет вокального факультета. Ну что ж, поступила на дирижерско-хоровой... В 1964 году София впервые спела на сцене Кремлевского Дворца Съездов, - и Москва была покорена. "И кто тебя замуж возьмет? - говорила, бывало, мама. - Одна музыка в голове". А тем временем на Урале, в Нижнем Тагиле служил молодой парень из Черновцов - Анатолий Евдокименко, сын строителя и учительницы, у которого тоже "одна музыка" была в голове: в детстве окончил музыкальную школу, играл на трубе, мечтал о создании ансамбля. И к ним в часть попал тот самый журнал "Украина" с фотографией красивой девушки на обложке. Он показывал фото сослуживцам: "Посмотрите, какие девушки у нас в селах! Представляете, что в городе делается?" И прикрепил обложку на стену возле своей кровати. А потом вернулся домой и начал искать Софию. Долго искал, наконец, нашел училище, Сониных подруг...
Вообще-то Соня не предполагала, что когда-либо будет петь с эстрадным оркестром. Кроме скрипок и цимбал, других инструментов для сопровождения она не признавала, пока не познакомилась со своим будущим мужем Анатолием Евдокименко, студентом Черновицкого университета и одновременно трубачом в студенческом эстрадном оркестре. Анатолий интуитивно понимал, что только музыкой и ещё раз музыкой можно завоевать сердце Софии. Он и был инициатором появления солистки в оркестре. Правда, поначалу для Софии подбирали только народные украинские и молдавские мелодии. Кстати, и сегодня народные песни занимают значительное место в ее репертуаре: "Без них я жить не могу. Как услышу - слезы..." Но Анатолий уговаривал Софию попробовать себя в роли солистки эстрадного оркестра. И вот однажды София все-таки поддалась на уговоры, рискнула - исполнила песню "Мама" Броневицкого. И песня получилась.
В 1968 году на выпускном вечере в музыкальном училище доцент Пулинец заверял: "Уже сейчас можно говорить о ней как об эстрадной актрисе, которая будет иметь большой успех у самой широкой аудитории".
Любопытно, что в 1968 году С. Ротару встретила свой день рождения, завоевав звание лауреата IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (Болгария). Так состоялся дебют на эстраде тогда еще самодеятельной певицы. София Ротару была направлена на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов как участница фольклорного конкурса. Толик твердо вознамерился ехать с ней на фестиваль. Им для Болгарии срочно требовался контрабасист. И тогда Толя за два месяца освоил контрабас. Правда, с его пальцев потом долго не сходили мозоли. Ошеломительный успех, первое место. Когда Софии вручали золотую медаль, ее буквально засыпали болгарскими розами. И один оркестрант пошутил: "Цветы Софии для Софии". А газеты пестрели заголовками: "21-летняя София покорила Софию". Так было оценено исполнение украинской народной песни "На камені стою" и молдавской "Люблю весну", а также "Степом" А. Пашкевича и "Валентины" Г. Георгице. Последняя песня была посвящена присутствующей в зале первой женщине-космонавту Герою Советского Союза Валентине Терешковой. Председатель жюри Л. Зыкина сказала тогда: "Это - певица с великим будущим".
Потом пришло время иного дебюта: окончив музыкальное училище, она стала преподавательницей. До сих пор Ротару вспоминает этот день с волнением и радостью, как бы заново переживая те чувства, которые испытала перед первым уроком...
22 сентября 1968 года в Маршинцах София и Анатолий сыграли свадьбу. Родители не возражали. Мама лишь сказала: "Ты только, Соня, хорошо подумай, выходишь замуж - значит, на всю жизнь!". Свадьба была "скромная" - человек на двести. К вечеру пошел дождь, но даже он не прервал веселья: счастливая невеста в длинном платье, промокшая до нитки, продолжала танцевать до упаду...
Медовый месяц они провели в Новосибирске - так как в то время Анатолий оканчивал университет и был направлен туда на практику. Он работал на заводе имени Ленина, и молодая семья жила тут же, в общежитии 105-го военного завода. Соня готовила на всех еду, а по вечерам пела в клубе "Отдых". Молодожены уехали через 3 месяца.
Однако в мыслях у Софии было лишь одно...
София Михайловна как-то поделилась: - Через год нашего брака я стала мечтать о ребенке. И намекала время от времени об этом Толику. А он строил большие творческие планы и с ребенком не спешил. К тому же мы жили вместе с родителями в 2-х комнатной квартире, он не окончил еще университет. Денег не хватало, просить их у родителей было в нашей семье не принято. Мы же взрослые люди. Ну ладно, ладно думаю... И как-то говорю ему: "Послушай, врач сказал, что я скоро стану мамой. Хотя на самом деле в положении я в тот момент не была - пришлось пойти на маленькую женскую хитрость. Толик покачал головой: "Ну что ж, хорошо". Он расслабился, потерял бдительность и стал ждать, когда родится наследник.
Вот только ждать ему пришлось не девять месяцев, а одиннадцать, потому что забеременела Соня только спустя два месяца после того разговора.
- Сейчас, я полагаю, что все сделала правильно, - лукаво улыбается Ротару. - Потом бы просто не успела - начались бы эти бесконечные гастроли...
Ротару попала в роддом в ночь с воскресенья на понедельник. Весь день накануне она проплакала: Толик не взял ее с собой на рыбалку. Взбунтовались его родители: "Куда вы еще собрались? Соня, тебе рожать с минуты на минуту, а ты карпов идешь ловить?". Толик вернулся под вечер с небывалым уловом, и вместе с Соней они отправились проведать знакомых музыкантов. Схватки начались по дороге домой. Вы думаете, Ротару тут же поспешила в больницу? Как бы не так! Она поспешила домой, чтобы погладить платье, в котором и отправилась с мужем в роддом. Выглядеть потрясающе в любой ситуации было ее стилем жизни.
Двадцать четвертого августа 1970 года родился сын. Ему дали имя Руслан. Он оказался абсолютной копией отца.
...Такого в Черновцах еще не видели! Толик встречал жену и сына с оркестром. Все музыканты города собрались под окнами роддома и играли. Кто на трубе, кто на скрипке, кто на флейте. Проезжающие мимо машины тормозили, троллейбусы и автобусы останавливались, из всех близлежащих домов высыпали люди... Когда появилась Соня, в воздухе замелькал фейерверк пробок от шампанского. Всю дорогу до дома счастливый отец танцевал с сыном на руках...
А в 1971 году на "Укртелефильме" режиссером Романом Алексеевым был снят музыкальный фильм о нежной и чистой любви девушки-горянки и донецкого паренька "Червона рута". Песни В. Ивасюка и других авторов исполнили В. Зинкевич, Н. Яремчук и другие. София Ротару стала главной героиней. Фильм имел значительный успех. И когда в октябре София получила приглашение работать в Черновицкой филармонии и создать свой ансамбль, название ансамбля появилось само собой - "Червона рута"...
Еще и потому, что так называлась одна из первых песен гениального композитора и поэта Владимира Ивасюка. В песнях Володи удивительным образом сочетались красота и романтика буковинского края, свежесть и целомудренность первой любви, бескрайняя вера в счастье. София считает встречу с композитором Ивасюком счастливым подарком судьбы. Никто из композиторов, с которыми она будет работать позднее, не чувствовал так глубоко душу певицы, ее понимание и восприятие жизни. Большинство его песен были написаны специально для нее, для ее чрезвычайно прекрасного голоса. Они были современными, но вместе с тем построены на многонациональном мелосе народов, живущих на Буковине. Это было новое, удивительно яркое слово в песенной культуре Украины. Действительно, песни Володи подарили певице крылья, именно с ними засверкала ее эстрадная звезда.
Оценивая роль Софии Ротару в популяризации песен Володи, его отец, известный украинский писатель М.Ивасюк скажет перед многотысячной аудиторией земляков буквально следующее: "Мы должны низко поклониться молдавской девочке Соне, разнесшей по всему миру песни моего сына".
Действительно по всему свету, потому что в тысячах различных концертов Софии во многих и многих странах всегда звучали и звучат песни Володи, многие из которых стали классикой песенного искусства.
Сама песня "Червона рута" до сих пор является визитной карточкой Софии Михайловны. Ибо она нашла свою червону руту …
Червона рута – название цветка, взятое из древней карпатской легенды. Рута цветёт только в ночь на Ивана Купала, и девушка, которой удастся увидеть цветущую руту, будет счастлива в любви.
Руководителем ансамбля стал Анатолий Евдокименко. Несмотря на то, что он некоторое время работал на кафедре, у него были научные статьи, он изменил свою профессию. Безумно любя свою жену, он окончил затем и режиссерский факультет Киевского института культуры, стал режиссером-постановщиком всех ее концертных программ.
Дебютом "Червоной руты" стало выступление в Звездном городке у советских космонавтов. Именно там София Ротару и ансамбль "Червона рута" впервые заявили о себе как о незаурядных представителях целого направления советского эстрадного искусства, характерной чертой которого является сочетание в репертуаре и стиле исполнения элементов народной музыки с современными ритмами. Лишь только она закончила петь "Червону руту", как зал буквально вздрогнул от аплодисментов. Столь неожиданно теплым приемом она была чрезвычайно взволнована. Почему-то ей подумалось: если эти необычные в ее представлении люди находят радость в ее песнях, значит, она обязана петь, упорно идти избранным путем. А потом еще космонавт В. Шаталов от имени своих коллег пожелал ей больших успехов в песенном творчестве.
София лишь укрепилась в своем желании. Затем она пела на сцене Центрального концертного зала "Россия", Кремлёвского дворца и на сцене театра эстрады. Дебютируя на столичной сцене, Ротару меньше всего напоминала робкого новичка. Это был вполне зрелый мастер, уверенный в своей силе. Внешняя сдержанность певицы, не оставлявшая место для суетливости и неоправданной жестикуляции, удивительным образом гармонировала с полетом ее сверхэкспрессивного голоса. Она пела так, будто это были самые главные концерты в ее жизни. Казалось, она долго копила душевные силы, чтобы сегодня, сейчас выразить всю свою страсть, всю радость и боль без остатка. Ошеломляющая творческая "щедрость" Ротару необычайно возбуждала зрителей, вызывая горячую волну ответного чувства...
Все это явилось началом широкого признания Софии Ротару. Именно с 1971 года она ведет отсчет своей профессиональной творческой деятельности.
Ее авторами стали В. Ивасюк, студент музыкального училища Валерий Громцев, руководитель ВИА "Смеричка" Левко Дутковский. А заместитель директора Черновицкой филармонии Пинкус Абрамович Фалик и его жена, заслуженная артистка УССР Сиди Львовна Таль были тогда её вторыми родителями. Фалик являлся в то время одним из крупнейших администраторов с мировым признанием. Еще до войны он был продюсером известной английской певицы Джери Скотт.
Самую первую профессиональную программу "Червоной Руты" худсовет не утвердил. Тогда нужно было выдерживать определенную линию. Например, "любовь, комсомол и весна" т.е. все выступление должны были пропитывать радость, оптимизм. А она пела "Враги сожгли родную хату". Это не понравилось комиссии Министерства культуры, программу запретили. По сути, им перекрывали кислород. Спас Фалик. Он позвонил в Москву, и Червону руту, в обход всех разрешений, включили в программу "Звезды советской и зарубежной эстрады". Они попали в компанию к немцам, болгарам, чехам, югославам. В Ташкенте люди после концерта расспрашивали, понравился ли ей Советский Союз, где она так хорошо научилась петь по-русски. Оказалось, ее принимали за болгарку. Остались незабываемые и забавные, смешные случаи на концертах.
Это было в Грозном на стадионе: вышла на эстраду - стройная, в красном облегающем платье с застежкой-молнией на спине. И тут, как раз во время исполнения, "молния" лопнула. Зрители, конечно, заметили. Придерживает она платье руками, чтобы не слетело, и вдруг на сцену выбегает какой-то сердобольный гражданин с огромной булавкой. Развернул ее спиной к публике и под общее веселье спас-таки.
В 1972 году с программой "Песни и танцы Страны Советов" София Ротару и "Червона Рута" участвовали в турне по Польше.
В 1973 году в Бургасе (Болгария) состоялся конкурс "Золотой Орфей", Ротару получила на нем I премию, исполнив песню Е. Доги "Мой город" и "Птица" - песню на болгарском языке, посвященную памяти Паши Христовой, авторами которой являются Т. Русев и Д. Демьянов. Тот же год принес ей и звание заслуженной артистки УССР. Песни в ее исполнении "Кодры" и "Мой город" на молдавском языке были записаны в фильме "Весенние созвучия - 73".
На фестивале "Песня - 73" песня Е. Доги "Мой город" в исполнении Софии Ротару стала лауреатом...
Когда София Ротару выходит на сцену и начинает петь, забываешь обо всем на свете. Её прозрачный, чарующий голос проникает в душу, волнует и покоряет каждого, кто любит эстраду, любит песню. Вот стоит она перед микрофоном в свете прожектора - стройная, праздничная, словно весенняя веточка. Сколько в ней обаяния, красоты, сколько искренности и волнения, когда на прекрасном языке музыки и поэзии она доверительно делится с нами всем, что её радует и печалит...
В первомайском "Праздничном вечере в Останкино" в 1974 году она пела вместе с артистом из ГДР Михаэлем Ханзеном. В этом же году Ротару окончила Кишиневский институт искусств и стала участницей фестиваля "Бурштиновый Соловей" в Сопоте (Польша), где исполнила "Воспоминание" Б. Рычкова и "Водограй" В. Ивасюка. За исполнение польской песни из репертуара Халины Фронцковяк "Кто-то" (русский текст А. Дементьева) получила II премию. На "Песне-74" София Михайловна исполнила "Балладу о матери" Е. Мартынова на стихи А. Дементьева.
На фестивале "Песня-75" в финал вышли "Лебединая верность" и "Яблони в цвету". Песня "Смуглянка" была исполнена с югославским певцом Микки Ефремовичем. Через год, на следующем фестивале прозвучали песни "Верни мне музыку" и "Тёмная ночь". Вторая была исполнена с Анатолием Мокренко.
В творчестве наиболее важен для Софии Ротару контакт с песней, с её создателями. Писали песни ей и другие композиторы. Евгений Дога написал "Мой город", Арно Бабаджанян - "Верни мне музыку", Оскар Фельцман песню "Только тебе", Юрий Саульский - "Обычную историю"...
София с гордостью говорит: "Я была первой исполнительницей многих песен одного из любимых мною композиторов Евгения Мартынова. Люблю его "Лебединую верность", "Балладу о матери". В моем репертуаре песни разных жанров, но почти всегда - драматический сюжет, драматическая мелодия. Песня для меня - маленькая новелла со своим миром чувств, драматургическим строем, героями..."
... И тем не менее, главная ее привлекательность для слушателей заключается в том, что певица остается верна именно народной манере исполнения. Народность проявляется и в постановке голоса, и в простоте, сдержанности поведения на сцене, и, наконец, в выборе репертуара: песни Ротару всегда лиричны, распевны. И еще, в народной песне не встретишь случайных, ничего не значащих, пустых слов, и это, несомненно, научило Софию среди многих новых современных песен выбирать лишь те, что исполнены глубокого смысла, вызывают размышления. Ведь, по ее мнению, за те три-четыре минуты, какие длится песня, артист должен очень многое поведать слушателю, сделать его богаче.